Русскийя язык ЭОиДОТ

Дата: 25.03.22
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

Цель: Научить изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени

Ход урока

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок? Давайте начнём!

Сообщение темы.



Сегодня тема нашего урока «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам»

Просмотрите, пожалуйста, обучающее видео


 

 


Подведение итогов. Рефлексия

 

Закончите урок фразой

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

Я похвалил бы себя за…..

Домашнее задание

Выполни задание в тетради. Запиши число, дистанционное обучение. Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

... идёт, ... побежим, ... смеются, ... думаешь, ... делали, ... пишу, ... рисуете,... простят.


Дата: 14.02.22

Неопределенная форма на –ть, -ти, -чь,

Цель:   обобщить и систематизировать сведения о глаголе, отработка навыка определения признаков глагола; учиться воспроизводить услышанное, осмысливать учебный материал, выделять главное.

                    

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуй! Готов ли ты подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хочешь ли ты меньше допускать ошибок? Давай начнём!

Сообщение темы.

Сегодня у нас тема урока «Неопределенная форма глагола на –ть, -ти, -чь»

Просмотри, пожалуйста, обучающее видео.

 

 


Подведение итогов. Рефлексия

 Что же является фундаментом для глагола? (инфинитив, начальная, неопределенная форма). Что такое инфинитив?

Домашнее задание

Выучить правила

(Устно) Поставьте глаголы приведенные на доске в начальную форму.

Расцвел – …

Слышит – …

Привезли – …

Склеила – …

Могу – …

 

Дата: 11.02.22.

Тема:Вид глагола

Цель:  дать понятие видовая пара; научить определять виды глагола.

                     Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуй! Готов ли ты подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хочешь ли ты меньше допускать ошибок? Давай начнём!

Сообщение темы.

Сегодня у нас тема урока «Вид глагола»

Просмотри, пожалуйста, обучающее видео.

 

 


Работа в тетради

Запишем число и дистанционное обучение, и выполним задание по видео-уроку, а также проверим себя

Одиннадцатое февраля

Дистанционное обучение

Совершенный                                  Несовершенный

Приплыть                                       Спасать

Наступить                                    Прибегать

Прибежать                                  Предлагать

Заплатить                                   Выполнять

Предложить

Запеть

Выполнить

Подведение итогов. Рефлексия

Сегодня мы говорили о двух видах глагола.

 1.  Назови их? (Глаголы совершенного и несовершенного вида).

2. На какие вопросы они отвечают? (что делать? и что сделать?)

Домашнее задание

Записать слова в два столбика: в первый – глаголы совершенного вида, во второй – несовершенного.

Поют, решал, растают, беречься, состязаются, выступил, сорвали, ловишь, ныряла, смеялся, напишешь, высушит, соревновались, тренируемся, пойти, спотыкаться, повеяли.

Дата: 08.02.22. 

Тема:Глагол. Значение глагола.

Цель:  формирование умения выделять глагол среди других частей речи; обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

определение роли глагола в предложении.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуй! Готов ли ты подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хочешь ли ты меньше допускать ошибок? Давай начнём!

Сообщение темы.

Сегодня у нас тема урока «Глагол. Значение глагола»

Просмотри, пожалуйста, обучающее видео.

 

 


Работа в тетради

Запишем число и дистанционное обучение, и выполним задание по видео-уроку, а также проверим себя

Восьмое февраля

Дистанционное обучение

В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь мы будем охранять наш лесистый край.

Живёт (что делает?), знает (что делает?), создал (что сделал?), будем охранять (что будем делать?)

Муравьи – лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Не разрушайте муравьиную кучу. Если разорить муравейник, погибает муравьиная семья.

Подведение итогов. Рефлексия

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Каким членом предложения бывает глагол?

Домашнее задание

Списать текст, подчеркнуть глаголы.

Снег начал таять. Шумят, бегут ручейки. Ребята веселятся. Они прыгают через маленькие ручейки. Настала очередь Лизы. У нее сапожки короткие, шубка длинная. Лиза прыгнула и упала. Подружки подняли малышку и отвели ее домой.

Дата: 07.05.20. 
Тема: Контрольная работа 5. Диктант с грамматическим заданием.
Цели:определить степень усвоенности пройденного материала; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.

Подготовка к контрольному диктанту. Повторение пройденного материала
Беседа по вопросам:

- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? ( Простые и сложные)
- Что называется простым предложением? (простым предложением называется предложение, в котором есть одна грамматическая основа – подлежащее и сказуемое)
- Что называется сложным предложением? ( сложным предложением называется предложение, содержащее в себе две или несколько грамматических основ)
- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (в сложном предложении между простыми ставятся запятые, даже если между ними стоит союз И)
Написание диктанта 
Седьмое мая
Контрольная работа 5
Диктант
"Необычный стрелок"
    Одна́жды я гуля́л по песча́ному берегу моря. Был жа́ркий день. Припека́ло со́лнце, и пове́рхность моря сверка́ла сере́бряными и́скрами.
     Неширо́кая доро́жка вила́сь среди́ кусто́в с нея́ркими желто́-бе́лыми цвета́ми. Чуть да́льше вы́строились в ряд высо́кие сосны. У меня́ под нога́ми скрипе́ли песчи́нки. Иногда́ ве́тер приноси́л с моря ме́лкие водяны́е бры́зги. Тишину́ наруша́ло то́лько пе́ние ма́леньких белогру́дых пти́чек.
    Вдруг разда́лся непродолжи́тельный, но ре́зкий шум. Он напомина́л взрыв бума́жной бомбочки. Я останови́лся и осмотре́лся. Все вокру́г дыша́ло тишино́й и споко́йствием.Я пошёл по тропи́нке и че́рез не́сколько мину́т вновь услы́шал шум. Он исходи́л из земли. Моё внима́ние привлекли́ ме́лкие тёмно-кори́чневые зёрнышки. Тогда́ я понял, что э́то цвето́к разбра́сывает свои́ семена.
    Я до́лго рассма́тривал э́то интере́сное расте́ние.

(119 слов) (По Г. Угарову)
Выполнение грамматического задания
1.Выписать из текста два простых и два сложных предложения. Нарисовать схемы предложений.

Домашнее задание:
Повторить правила

Дата: 05.05.20
Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Цели: сформировать умение учащихся правильно употреблять и ставить знаки препинания при обращении.

Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания.
Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obrashhenie-primeryi-predlozheniy.html


Как выделяется обращение? 

Так как обращение не является полноправным членом предложения, оно отделяется знаками препинания. Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и запятыми, если находится в середине предложения: 

Саша, нарисуй мне море. [О, …]
Поведай, книга, мне тайны природы. […, O, …].
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:

 Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).

Частицы «о», «ах», «а» и др. , стоящие перед обращениями, от них не отделяются запятой, например:

Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков). Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов). 
  
Работа в тетради
Пятое мая

Дистанционное обучение
Упражнение 1 
Задание 1. Спишите, вставьте, где необходимо, пропущенные знаки препинания
Чем помочь тебе моя подруга? Коля! Пойдем сегодня в кино? Спасибо речка за твою прохладу в летний зной! Запишите ребята эту формулу в тетрадь! Ты засыпала весь город снегом зимушка-зима! Аня! Позвони мне сегодня вечером. Мой сад! Как я люблю весной твое цветенье! Снегурочка! Иди сюда поиграй с ребятишками в снежки! Пойдем дедушка со мной сегодня на рыбалку! Кто из вас, ребята, отгадает эту загадку? 

Образец: Чем помочь тебе, моя подруга?
 
одробнее: https://russkiiyazyk.ru/punktuatsiya/obrashhenie-primeryi-predlozheniy.htmlДомашнее задание:
Повторить правила, придумать и записать 3 предложения с обращениями.

Дата: 30.04.20 
Тема: Знаки препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но.»
Цели:
1.Систематизровать знания учащихся о простом и сложном предложении, постановке знаков препинания перед союзами и, а, но.
2. Составить и закрепить алгоритм действий для выбора знаков препинания в сложных предложениях.
3. Обобщить изученное.

Итак, тема нашего урока: “Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но”. Это новые союзы? Или мы с ними уже встречались? Где? Какое правило надо вспомнить?

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ


ПРИ ПОСТАНОВКЕ ЗАПЯТОЙ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1)Нахожу и подчёркиваю главные члены предложения.

2) Определяю количество грамматических основ.

3) Если 1 грамматическая основа – простое,  2 и более - сложное.

4) Цифрами показываю границы частей.

5) Определяю место постановки запятой.

Работа в тетради
Тридцатое апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1
Задание 1. Спиши. Поставь пропущенные запятые и объясни их написание
1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

2) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

3) Пеликан бродил вокруг нас шипел кричал но в руки не давался. (По К. Паустовскому)

4) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)
  
Образец: 1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых - собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.
 
На уроке вы узнали, что предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Части сложных предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. При письме части сложного предложения разделяются запятой.
Домашнее задание:
Повторить правила, выполнить задание по КАРТЧКЕ 8

Приложение 
КАРТОЧКА 8
Впиши союзы и, а, но. Подчеркни основы, отметь однородные члены и поставь, где нужно, запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о разных океанах.Кот воровал рыбу мясо сметану _ хлеб. Однажды он разрыл жестяную банку с червями. Их он не съел _ на банку с червями сбежались куры _ склевали наш запас. 

Дата: 30.04.20
Тема: Сложное предложение. Грамматические основы
Цели:
Дать понятие сложного предложения; сформировать умение определять количество простых предложений в нём, виды связи между ними и правильно ставить знаки препинания.
 Развивать умение правильно строить сложные предложения; воспитывать уважение к родному языку.
 1. Повторить
Давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое).
Итак, какие предложения вы назвали бы простыми, а какие – сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами – сложными).



В зависимости от того, как связаны между собой части сложного предложения, выделяют союзные и бессоюзные сложные предложения. Если части сложного предложения связаны между собой только с помощью интонации, то предложение бессоюзное. Если части связаны между собой с помощью интонации и союзов, то это союзное предложение.
Итак, что мы можем сказать о сложном предложении?
2. Прочитать и запомнить.

Работа в тетради
Тридцатое апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1

1. Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, — она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел — и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!..
 (И. Бунин.)

ОБРАЗЕЦ: Впереди нас круто спускался глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Домашнее задание: 
Выписать из любого художественного текста 4-5 сложных предложений

Дата: 28.04.20
Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения.
Цель:  
1.      Создать условия для закрепления формирования умения находить однородные главные и второстепенные члены предложения.
2.      Закреплять умения ставить знаки препинания при однородных членах на самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений.

Сегодня на уроке повторим постановку знаков препинания при однородных членах предложения.


Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ.
Грустно светит осеннее солнце. Небо ясное. Травы деревья поют последнюю песню. В лесной речке плывут разноцветные листочки сухие семена кусочки коры. Под ногами рядом с тобой красивые листья. Ковёр из них укрывает в лесу жучков пауков и лягушек. Забрался в берлогу медведь. Всю зиму он будет видеть лесные сны.
- Какими членами предложения являются однородные члены предложения?
- Итак, ребята, какими же членами предложения могут быть однородные члены предложения?
- Найдите в тексте предложения с однородными членами и расставьте знаки препинания.

Работа в тетради
Двадцать восьмое апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1
1.      Найдите в тексте предложения с однородными членами и расставьте знаки препинания.
Грустно светит осеннее солнце. Небо ясное. Травы, деревья поют последнюю песню. В лесной речке плывут разноцветные листочки, сухие семена, кусочки коры. Под ногами рядом с тобой красивые листья. Ковёр из них укрывает в лесу жучков, пауков и лягушек. Забрался в берлогу медведь. Всю зиму он будет видеть лесные сны.
Упражнение 2
2.      Списать. Найти однородные члены предложения. Расставить знаки препинания. Начертить схемы.
В октябре берёзы и орешник стали золотыми.
Опавшая листва кружится ложится на землю.
Листья осины не желтеют а краснеют.
День выдался ясный но холодный.

ОБРАЗЕЦ: В октябре берёзы и орешник стали золотыми. (О и О).  

Итог
-Какие признаки есть у однородных членов предложения?
-Какие члены предложения могут быть однородными?
-Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
-Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

Домашнее задание:
Выполнить задание на КАРТОЧКЕ 5, 6

Приложение
КАРТОЧКА 5
          1.      Спишите. Прочитайте, расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Маленькое маковое зёрнышко есть и во вкусном бублике и в сладком рулете и в бабушкином куличе. Куропатки клюют на деревьях почки а под снегом ищут мёрзлые ягоды. Воробей коснулся лапками края кадки испугался и полетел назад на бузину.

КАРТОЧКА 6
   1. Составьте по данным схемам предложения с однородными членами.
1) О, О, О.
2) О и О.
3) О, О, но О


Дата: 23.04.20
               Тема: «Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены.»
Цели:
-повторить понятия «однородные члены предложения»;-называть признаки однородных членов предложения;-распознавать в предложении однородные члены предложения;-конструировать предложения с однородными членами;

Сегодня мы продолжаем работать со строением предложений с несколькими подлежащими, сказуемыми и второстепенными членами предложения, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. 
Повторить

Выполнить письменно упражнения 1 и 2

Двадцать третье апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1
1. Запишите предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Ниже записать к ним схемы.
Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом.

В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.


Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички.

На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали.

2. Доказывают, что в каждом предложении есть однородные члены.
Упражнения 2

1.      Запишите предложения с однородными второстепенными членами и составтек ним схемы.
Старые, бывалые птицы учили молодых.
Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы.
2. Прочитайте записанные предложения, выделяя однородные члены предложения интонацией перечисления.
Домашнее задание:
Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их


 



Дата: 23.04.20
Тема: Изложение по предложенному плану
Цели: 
1.      Обогащать  лексико-грамматический  строй  языка  учащихся. 
2.      Учить  определять  количество  частей  в  тексте,выделять основную  мысль  каждой  части,  составлять  план, проверять  написанное.
3.      Развивать  связную  устную  и  письменную  речь  учащихся,  память.
4.      Воспитывать  аккуратность,  внимательность,  наблюдательность.

У  нас  прекрасное  весеннее  настроение. О  весне  написано  много  стихотворных,  прозаических,  музыкальных  текстов.
Давайте  вспомним.  Что  такое  текст?

Текстом   называется  два  и  более  предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой  одной  темой.Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение  по  одному  из  текстов  о  весне. Написать  изложение  нам  поможет  план. Мы  будем  составлять  план.  

Наша  речь  должна  быть  правильной,  точной,  красивой.
Мы  будем  развивать  речь. 
Послушайте  текст.
Текст  называется  « Три  весны».    
« Три  весны».
                   Три  весны.Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее   зерно.
                   В  полях  бежит  ручьями  снег  и  спасается  от  солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает  весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,  рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,  лебеди,  чайки.
          Зима  уходить  не  хочет. Долго прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа  весны  и  солнца.

Беседа по содержанию.
 Понравился  вам  текст  о  весне?
Какие  три  весны  описывает  автор?
Почему  первой  приходит  весна  в  поле?
Что  происходит  в  это  время  в  поле?
Куда  весна  направляется  потом? Почему?
    Почему  в  лес  весна  приходит последней?
   Действительно ли  это  три  разные  весны?

Основная  мысль текста- оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.
Составление плана.
1. Весна  полевая.
2. Весна речная.
3. Весна  лесная.

Слова для справок: проталины, прошлогоднее зерно, бежит  ручьями  снег, треснул лёд, укутывает, певчих птиц, победа весны.

Чтение текста  второй  раз.
Прочитайте ещё  раз  весь  текст. Будьте внимательны. Приготовьтесь писать текст самостоятельно.
Напишите изложение. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. По окончании письменной работы не забудьте  проверить своё изложение.

 Письменная работа учащихся.
 Вы старались быть внимательными, наблюдательными. Мы продолжим наблюдения за весной.
На следующем уроке  прочитаем ваши изложения, сделаем работу над ошибками.

Дата: 21.04.20
            Тема: «Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены.»
Цели:
-познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;-называть признаки однородных членов предложения;-распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;-конструировать предложения с однородными членами;

Сообщение темы
Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими, сказуемыми и второстепенными членами предложения, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.
ОБОЗНАЧЕНИЯ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Работа в тетради

Двадцать первое апреля

Дистанционное обучение

Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу.  На лугу цветут  ромашки и незабудки
На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом. На зов хозяина прибежала собака и села у его ног.
На столе в вазе стоят красные и белые цветы. Налей мне не теплой, а холодной воды. Девочку закутали в мамин платок. 
На огороде Света полила огурцы и помидоры . Вечером не забудь покормить гусей и уток. 
Слева и справа высятся хмурые ели . Вглубь и вширь растут корни старой березы. 
Упражнение 5
Упражнение 5.
Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо).
1)     Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули.

ОБРАЗЕЦ: Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. 


– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.
Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие,сказуемые и второстепенные члены предложения;

Домашнее задание:
Повторить правила, выполнить письменно в тетради задание на КАРТОЧКЕ 7.

Приложение
КАРТОЧКА 7
Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
СКВОРЕЦ
Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.


Дата: 16.04.20
Тема: «Простое предложение. Главные члены предложения»
Цель:           
1.      Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения
2.      Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.
3.      Развивать орфографическую зоркость на практическом материале
4.      Формировать умения применять изученные правила правописания.
5.      Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы.

    Сегодня на уроке мы вспомним всё, что мы знаем о предложении, будем находить главные члены предложения, вспомним о роли предложения, будем развивать речь. Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.

 Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком  или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что?  Подлежащее чаще всего выражено  именем существительным или местоимением. Подчёркивается одной чертой.

Сказуемое  - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала?  Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

Составим алгоритм нахождения главных членов предложения.

Алгоритм нахождения главных членов предложения
1.- Прочитать внимательно предложение.
2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.
3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?
4. - Подчеркнуть одной чертой.
5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.
6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.
7. - Подчеркнуть его двумя чертами.
8. - Прочитать грамматическую основу

А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.
Работа в тетради
Шестнадцатое апреля
Дистанционное обучение
Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

Игра «Поймай основу»
- Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения.
    Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.
ОБРАЗЕЦ: Стоял денёк,
- Какую последнюю основу выписали?
- Чем она необычна?

Итог
– Какую тему мы сегодня с вами повторяли?
На какие вопросы отвечают главные члены предложения?
Какими частями речи выражены главные члены предложения?

Домашнее задание
Повторить правила, выполнить задание по карточке «Главные члены предложения»

Приложение

Карточка «Главные члены предложения»
1.      Из данных слов составьте предложения.
Хлопья, на, снежные, легли, землю
одел, в, пушистые, снег, рукавицы, кусты
над, нависают, мохнатые, деревьев, ветки, тропинкой
2.      Найдите в каждом предложении грамматическую основу и подчеркните.



Дата: 16.04.20
Тема: УРР 12. Изложение по предложенному плану
Цели: 
1.      Обогащать  лексико-грамматический  строй  языка  учащихся. 
2.      Учить  определять  количество  частей  в  тексте,выделять основную  мысль  каждой  части,  составлять  план, проверять  написанное.
3.      Развивать  связную  устную  и  письменную  речь  учащихся,  память.
4.      Воспитывать  аккуратность,  внимательность,  наблюдательность.

У  нас  прекрасное  весеннее  настроение. О  весне  написано  много  стихотворных,  прозаических,  музыкальных  текстов.
Давайте  вспомним.  Что  такое  текст?

Текстом   называется  два  и  более  предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой  одной  темой.Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение  по  одному  из  текстов  о  весне. Написать  изложение  нам  поможет  план. Мы  будем  составлять  план.  

Наша  речь  должна  быть  правильной,  точной,  красивой.
Мы  будем  развивать  речь. 
Послушайте  текст.
Текст  называется  « Три  весны».    
« Три  весны».
                   Три  весны.Первой  приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее   зерно.
                   В  полях  бежит  ручьями  снег  и  спасается  от  солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает  весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,  рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,  лебеди,  чайки.
          Зима  уходить  не  хочет. Долго прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа  весны  и  солнца.

Беседа по содержанию.
 Понравился  вам  текст  о  весне?
Какие  три  весны  описывает  автор?
Почему  первой  приходит  весна  в  поле?
Что  происходит  в  это  время  в  поле?
Куда  весна  направляется  потом? Почему?
    Почему  в  лес  весна  приходит последней?
   Действительно ли  это  три  разные  весны?

Основная  мысль текста- оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.
Составление плана.
1. Весна  полевая.
2. Весна речная.
3. Весна  лесная.

Запишите  план  в  тетрадь.

Слова для справок: проталины, прошлогоднее зерно, бежит  ручьями  снег, треснул лёд, укутывает, певчих птиц, победа весны.

Чтение текста  второй  раз.
Прочитайте ещё  раз  весь  текст.Будьте внимательны. Приготовьтесь писать текст самостоятельно.
Напишите изложение. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. По окончании письменной работы не забудьте  проверить своё изложение.

 Письменная работа учащихся.
Я видела, вы старались быть внимательными. наблюдательными. Мы продолжим наблюдения за весной и напишем  свой  текст о весне.
На следующем уроке  прочитаем ваши изложения, сделаем работу над ошибками.
Закончим наш урок словами:
Я узнал…
Мне понравилось…
Я хотел бы…
Я смог…
Я понял…
Спасибо за работу

Урок окончен.


Домашнее задание:
Повторить определение «текст», «тема текста», «основная мысль»

Дата: 14.04.20
Тема: Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
Цель: закрепить умения распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах и правильно писать окончания таких прилагательных.

Повторим правила.
   Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким?, имеют окончания –ым, -им., в творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими, безударное окончание проверяй по вопросу. Для повторения еще раз рассмотрим схему 1.

Схема 1.



Итак, повторили. Теперь открываем тетрадь, записываем число и ниже дистанционное обучение.
Работа в тетради.
Четырнадцатое апреля
Дистанционное обучение
Широким пшеничным полям – Д.п., широкими пшеничными полями – Т.п.
хвойным дремучим лесам – Д.п., хвойными дремучими лесами – Т.п., голубым весенним лужам – Д.п., голубыми весенними лужами – Т.п.

Ниже выполни упражнение 2

2. Разделить тетрадь на две колонки и в соответствии с падежом записать словосочитание в нужную колонку.
Колючим ежам; Трудолюбивым мастерам; Прелестным бабочкам; Справедливым учителям; Новым картинам; Могучими лесами; Широкими полями; Острыми зубами; Долгими часами; Кривыми зеркалами

ОБРАЗЕЦ:
      Дательный падеж                        Творительный падеж
       Колючим ежам                              Могучими лесами                            

Домашнее задание:
 Повторить правила, выполнить задание по карточке 3

Приложение
Дана карточка, на ней записаны сочетания прилагательных с существительными в именительном падеже.    А   тебе   нужно   поставить   и записать в тетрадь каждое   сочетание   в   дательном   падеже   и творительном по образцу

КАРТОЧКА 3
И.П.
Д.П.
Т.П.
могучие скалы
тревожные крики
проворные  вороны
чудесные ромашки
сосновые шишки
шустрые белки
зимние дни
 
ОБРАЗЕЦ: Могучие скалы      могучим скалам (Д.п.), могучими скалами (Т.п.); тревожные крики      тревожным крикам (Д.п.), тревожными криками (Т.п.);

Дата: 09.04.20
Тема: Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа
Цель: сформировать умения распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах и правильно писать окончания таких прилагательных.
   
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким?, имеют окончания –ым, -им., в творительном падеже отвечают на вопрос какими?, имеют окончания –ыми, -ими, безударное окончание проверяй по вопросу.
Рассмотри схему.

НАПРИМЕР: Над безлюдными (Т.п.)  осенними (Т.п.) равнинами летят журавли. Летят они к далёким(Д.п.) тёплым(Д.п.) берегам.
Работа в тетради.
Девятое апреля
Дистанционное обучение
Над безлюдными (Т.п.)  осенними (Т.п.) равнинами летят журавли. Летят они к далёким(Д.п.) тёплым(Д.п.) берегам.
Упражнение 1
Ниже выполни задание

1. Запиши словосочетания в дательном и творительном падежах по образцу
Мощные циклоны, мощные удары, резиновые сапоги, могучие дубы, дальние поля, мужские шарфы, гигантские волны

ОБРАЗЕЦ: Мощные циклоны – мощным циклонам (Д.п.), Мощными циклонами (Т.п.); мощные удары – мощным ударам (Д.п.), мощными ударами (Т.п.);…

Домашнее задание:
Выучить схему, выполнить задание по Карточке №2

Приложение

КАРТОЧКА №2
1. Прочитайте. Назовите птицу. Ответьте ниже на вопросы
Белый, как снег, с блестящ..., прозрачн... неболып... глазами, с чёрн... носом и чёрн... лапами, с длинн..ю, гибк..ю и красив..ю шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно, плывёт между зелен... камышей по темно-син... гладк... поверхности воды.

Не правда ли, красиво описание птицы? Какой вы её представили?

2. Спишите, по образцу вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.

ОБРАЗЕЦ: Белый(И.п.), как снег, с блестящими(Т.п.), прозрачными(Т.п),...


Дата: 09.04.20
Тема: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Цели: закрепить умения распознавать родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных множественного числа.

 В родительном и предложном падеже, одинаковые окончания. Поэтому, ни по вопросу, ни по окончанию эти падежи распознать невозможно.  Различить можно по предлогу. В родительном падеже не всегда бывает предлог, а предложный падеж без предлога не употребляется.
Как быть, если прилагательное стоит с предлогом в обоих падежах? Тогда предлоги у них разные, потому что с родительным падежом употребляются одни предлоги, а с предложным другие.
В мае на белых стволах берез появляется сок. (П.п.)
Из березовых почек делают лекарство. (Р.п.)
Молнии полыхали в черных тучах. (П.п.)
После теплых дождей в лесу появились желтые лисички. (Р.п.)
Делаем вывод: имена прилагательные в форме множественного числа в родительном и предложном падежах различают по существительному, с которыми они связаны в словосочетании и предложении; по предлогам.

Работа в тетради
Девятое апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1
1. Выполни упражнение по образцу
Из дальн… городов, в дальн… городах, о близк… друзьях,  от горьк… слез, от весенн… лучей, в весенн… лучах, в ясн… глазах, для будущ… друзей.

ОБРАЗЕЦ: Из дальних городов (Р.п.), в дальних городах (П.п.)

2. Спиши и определи падеж и число имён прилагательных в пословице. Объясни смысл этой пословицы.
Без добрых дел нет доброго имени.

Домашнее задание:
Повторить правила, выполнить задание по карточке 1

Приложение
Карточка 1
1.Списать и определить падеж имен прилагательных во множественном числе по образцу
У жёлтых листьев, о синих цветах, около глубоких озёр, о зрелых фруктах, с высоких гор, о проливных дождях, возле старых домов, о дальних странах, у весёлых людей, о ярких лучах.
ОБРАЗЕЦ: У жёлтых листьев(Р.п.), о синих цветах (П.п.),

Дата: 07.04.20
Тема: «Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа»
Цель: создать условия для  распознавания  имен прилагательных множественного числа в  родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Ответь на вопросы
Что такое имя прилагательное? (Самостоятельная часть речи)
Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какие? )
С какой частью речи употребляются? ( С существительным)
 Сегодня на уроке мы будем учиться различать два падежа имен прилагательных в форме множественного числа
Назовите в каких падежах у имён прилагательных множественного числа одинаковые вопросы и окончания? ( И.п., В.п. и Р.п., П.п.)
- Давайте посмотрим на таблицу и сравним.
Падеж
 Множественное число
Именительный
веселые песни
Родительный
веселых песен
Дательный
веселым песням
Винительный
веселые песни
Творительный
веселыми песнями
Предложный
веселых песнях
Можно сделать вывод в родительном и предложном падеже, одинаковые окончания. Поэтому, ни по вопросу, ни по окончанию эти падежи распознать невозможно.  Различить можно по предлогу. В родительном падеже не всегда бывает предлог, а предложный падеж без предлога не употребляется.
Как быть, если прилагательное стоит с предлогом в обоих падежах? Тогда предлоги у них разные, потому что с родительным падежом употребляются одни предлоги, а с предложным другие

Работа в тетради.
Седьмое апреля
                                                        Дистанционное обучение
В мае на белых стволах берез появляется сок. (П.п.)
Из березовых почек делают лекарство. (Р.п.)
Молнии полыхали в черных тучах. (П.п.)
После теплых дождей в лесу появились желтые лисички. (Р.п.)
Делаем вывод: имена прилагательные в форме множественного числа в родительном и предложном падежах различают по существительному, с которыми они связаны в словосочетании и предложении; по предлогам.

Выполни упражнение
1. Списать, определить падеж имён прилагательных во множественном числе по образцу.
На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.

ОБРАЗЕЦ: На красивых равнинах (Р.п.), зимних облаков (Р.п.), на лесных дорожках (П.п.)

Домашнее задание:
Просклонять словосочетания белые кусты, выделить окончания.

Дата: 02.04.2020
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели:
1.  Закрепить  навыки правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
2. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
3. Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности.
Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.

Работа в тетради
Второе апреля
Дистанционное обучение
Упражнение 1
1 задание.
Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.
Наступила зима с ( трескучий) морозами, с ( глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в ( тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им ( белоснежный) шапки.
Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже.
2 задание.
Поставь и запиши слова в скобках в нужном падеже. Определи падеж и выдели окончания имён прилагательных.
Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные огни), вьют на (высокие деревья).
ОБРАЗЕЦ: Любовались белоснежными равнинами(Т.п.),

Домашнее задание:
Повторить правила, выполнить задание по карточке
Карточка:
Составь и запиши по 3 словосочетания прилагательное + существительное из каждой строчки:  в Р.п., в П.п., в Д.п.
Р.п. -……………..
П.п. -……………..
 Д.п -……………..
ОБРАЗЕЦ:
Р.п.  - хороших людей, хороших  подарков, хороших песен.
П.п. - о синих колокольчиках, о синих реках, о синих озёрах.
Д.п. - ранним завтракам,  ранним прогулкам, ранним  всходам.

Дата: 02.04.2020
Тема: УРР 11  Краткий пересказ текста по предложенному плану
Цель:
1.      Формировать умение пересказывать текст;
2.      Учить детей находить главную мысль рассказа, составлять план,
     пересказывать по плану;
3.      Совершенствовать связную речь, умение правильно
согласовывать различные грамматические категории, логически
грамотно излагать свои мысли. Развивать память, мышление, речь;
4.      Воспитывать интерес к занятиям.

Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.

Предложенный план
1.  Маленький пингвиненок.
2. Страх малыша.
3. Прыжок в море.
4. “Это был самый отважный пингвиненок”.

Отважный пингвинёнок
   Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

   Домашнее задание:            
Пересказать вслух текст по предложенному плану. 



Дата: 31.03.2020
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цели:
1Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
2. Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.
3. Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности.
Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам. Во множественном числе они отвечают на вопрос «какие?».
Горы (какие?) высокие
Как и в единственном числе, прилагательные множественного числа изменяются по падежам, т.е склоняются.
Вот таблица, где показано склонение имен прилагательных во множественном числе:
И. п. (какие?)
Интересные книги
Веселые дни
Р. п. (каких?)
Интересных книг
Веселых дней
Д. п. (каким?)
Интересным книгам
Весёлым дням
В. п. (какие?)
Интересные книги
Весёлые дни
Т. п. (какими?)
Интересными книгами
Весёлыми днями
П. п. (о каких?)
Об интересных книгах
О весёлых днях
                                
 Алгоритм определения падежа у имен прилагательных множественного числа. 
1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг - определить падеж имени существительного.
3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

Работа в тетради
Тридцать первое марта
Дистанционное обучение
Упражнение 1
1.      Списать. Вставить и выделить окончания, определить падеж.
За воздушными шарами – …., о летних каникулах – …, к соседским мальчишкам – …, из колючих кустов – …, с трескучими морозами – …, до первых заморозков – …, на музыкальных инструментах – …, по речным волнам – … .

ОБРАЗЕЦ: За воздушными шарами – Т. п.,

Домашнее задание :  
Повторить правила, выполнить упражнение по карточке «Склонение прилагательных»

Карточка «Склонение прилагательных»
Списать. Определить падеж и выделить окончания имён прилагательных.
На мёрзл… землю легла зима. Гибк… стволы над лесн… дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн… лесу много зверин… и птичь… следов. По краю глубок… оврага стоят огромн… осины.

ОБРАЗЕЦ: На мёрзлую (В.п.) землю легла зима.

Комментариев нет:

Отправить комментарий