Литература ЭОиДОТ

Дата 11.02.22

Тема: Л.Н. Толстой. Сравнительная характеристика героев «Кавказский пленник»

Цель:   формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником

                                        Ход урока

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуй! Готов ли ты подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Давай начнём!

Сообщение темы.

 Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н. Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет в виду автор? (Дети выдвигают предположения) - Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока. Определим способ решения проблемного вопроса. ( Дети предлагают сравнить героев)

 

Просмотри, пожалуйста, обучающее видео.

 


Сравнительная характеристика

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не

бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

 

Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

·         Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

Подведение итогов. Рефлексия

Зачем Толстой противопоставляет героев?

Домашнее задание

Ответить устно на вопрос

Над какими вопросами заставляет нас задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Дата 04.02.22

Тема: Ф.И. Тютчев. Краткие сведения о писателе. Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая»

Цель:    ознакомить с краткой биографией поэта, с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева; совершенствовать умение работы со стихотворным текстом: учить понимать значение конкретных деталей в изображении природы, помочь увидеть передачу сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

Ход урока

Приветствие. Мотивация к уроку.

- Здравствуй! Готов ли ты подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?  Давай начнём!

Сообщение темы.

Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

- Кто автор этих стихотворений?

-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.

Сегодня на уроке познакомимся с фактами биографии поэта. Прочитаем его стихотворение «Люблю грозу в начале мая», проанализируем его.

Слово о поэте

Детские годы Ф.И. Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Этот край – колыбель многих русских поэтов и писателей: Тургенева, Фета, Лескова. И в первых стихах Тютчева, и в произведениях, написанных в зрелом возрасте, звучит нежная любовь к русской природе, возникшей еще в детстве. (Иллюстрация “Окрестности села Овстуг”)

Судьба Федора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от родной природы. Тоска по родине помогла создать прекрасные образы родной природы, проникнутые грустью, трепетной и нежной любовью. Современник Ф.И. Тютчева Н.А. Некрасов, тоже поэт, чье имя вам знакомо, писал: “Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы”.

 

Просмотри, пожалуйста, обучающее видео.

 


Подведение итогов. Рефлексия

Где прошли детские годы Ф.И.Тютчева?

Что писал Некрасов о Тютчеве?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Люблю грозу в начале мая»

Дата: 06.05.20
Тема: Контрольная работа 3 по теме "Из зарубежной литературы"
Цель: оценить уровень достижений учащихся по теме.
Ребята, сегодня мы пишем  с вами контрольную работу в виде тестового опроса. Из трех вариантов выбрать один. Записывать так 1а. В последнем задании оормляем так, например: 10) А-1, Б-2. Фотографируете выполненную контрольную работу и присылаете на почту. Листик хранится у вас.


ТЕСТОВЫЙ ОПРОС
1. Миф – это:
а) народные легенды о древнем мире;
б) сказочное представление о жизни древних людей;
в) реальные исторические события, отражённые в литературных памятниках;
г) представления человека о мире, сказание о происхождении богов и людей.

2. В греческой мифологии Геракл – это:
а) сын царя Элиды;
б) сын бога Аполлона;
в) сын Зевса и Алкмены;

 г) сын Посейдона и богини земли Геи.

3. Для того чтобы очистить от навоза весь скотный двор царя Авгия, Гераклу потребовалось:
а) пять минут;
 б) неделя;
 в) один день;
г) два дня.

4. Как отомстил Геракл царю Элиды за невыполненное обещание:
а) убил его;
 б) победил в битве и убил его стрелой;
в) отобрал у него всех быков;
 г) убил его сыновей

5. Победители на Олимпийских играх получали в награду:
а) оливковый венок;
 б) золото;
в) терновый венок;
 г) медали.

6. Путь Гераклу в сады Гесперид указал:
а) дракон;
 б) прекрасные нимфы;
в) великий титан Атлас;
 г) старец Нерей.

7. Великий Антей во время борьбы получал всё новые и новые силы:
а) от отца – бога морей;
 б) от матери – богини земли;
в) из воздуха;
 г) от противника.

8. Найти и получить замечательные яблоки Гесперид Гераклу помогают:
а) друзья;
 б) его мужество и хитрость;
в) его меткость и богатырская сила;
 г) отвага и наблюдательность.

9.Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:

а)Гомер
  б)Софокл
  в)Еврипид
  г)Аристофан

10.Найдите соответствие.

А) Шестой подвиг Геракла 1) «Скотный двор царя Авгия»
Б) Двенадцатый подвиг Геракла 2) «Яблоки Гесперид»
В) Переложение Н. Куна 3)Легенда об Арионе»
Г) Древнегреческий историк Геродот 4)«Подвиги Геракла»

Итак, взяли двойные листочки, по середине написали:
Седьмое мая
                                                              Контрольная работа 5 
                                                                  Тестовый опрос


1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
Домашнее задание:
Повторить выуч. определения

Дата: 04.05.20
Тема: Геродот «Легенда об Арионе». Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира.

Цель: дать понятие о легенде; познакомить с содержанием легенды; соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи, воспитать умение работать творчески.

1. Прочитать
Народ Древней Греции оставил великое множество легенд и мифов. С некоторыми мифами мы уже познакомились.  Как вы думаете, чем отличается ленегда от мифа?
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.
Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Геродот «Легенда об Арионе». 
Одна из знаменитых легенд греческой мифологии - Легенда об Арионе, которую записал историк Геродот.
Геродот — древнегреческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., удостоенный почётного имени Отца истории.
Мифы – это произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
Легенда – (от лат. – то, что должно быть прочитано) — жанр несказочной прозы в фольклоре, устный народный рассказ, в основе которого лежат исторические факты, события, аргументы, переплетающиеся с вымыслом и фантастикой; это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной из самых знаменитых легенд. Это "Легенда об Арионе" Геродота.
2. Прочитать
Геродот – великий древнегреческий историк, который жил в V веке до Рождества Христова. Он много путешествовал и записывал рассказы о прошлом. Он побывал на местах великих сражений и написал историю Греко-Персидских войн.  В своей работе он большое место уделял местным мифам, легендам, преданиям. Римский оратор Цицерон называл Геродота отцом истории.
Героем легенды Геродота является Арион.  Арион – это реальное историческое лицо. Он являлся несравненным, великим кифаредом. Он, как и правитель Коринфа тиран Периандр, жил в VII веке до нашей эры. Даже сохранился отрывок одного из его произведений «Гимн Посейдону».
Сочинения Геродота в современном понимании - это не исторические исследования, а мастерское повествование одаренного и любознательного человека. Геродот ездил по местам великих сражений и все записывал. Во многих его сочинениях собраны обширные исторические и географические сведения. Это отметил и римский оратор Цицерон, называя Геродота «отцом истории».
3. Осмысленное чтение
Автор — Геродот
Идея: Автор говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.
Жанр – Легенда
Повествование называется легендой, потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.
Сюжет: Арион родился в Мемфинах и был «несравненным кифаредом», то есть выдающимся музыкантом, играющим на кифаре. Он создал жанр дифирамба и обучил его исполнению хор в большом городе Коринфе. Большую часть своей жизни он прожил в Коринфе, а затем решил отплыть в Италию и Сикелию, то есть Сицилию. С богатством он решил возвратиться в Коринф и в городе Таранте сел на коринфский корабль. Моряки узнали о богатстве Ариона, решили выбросить его в открытом море, завладеть его богатством. Арион попросил о последнем желании: спеть в полном наряде певца. Спел и бросился в море. Но Арион не погиб: дельфин подхватил его на спину и вынес на берег. Певец добрался до берега, пришел к царю. Тот позвал корабельщиков. Сначала они хотели обмануть царя, но вышел Арион в полном наряде певца. Корабельщики раскаялись. Жадные корабельщики были наказаны, а Ариону вернули его богатства.
В этом произведении автор затрагивает несколько проблем. Жадность и алчность определили поведение корабельщиков. Им было известно о том, что Арион – великий певец, и сами они не решились его убивать. Слушая его последнюю песню, они все же помнили о том, что Арион везет великое богатство. Он предлагал морякам свои сокровища, зная, что самое ценное – это жизнь. Их это не остановило, но певец был чудесным образом спасен. Добро всегда побеждает зло.
Корабельщики не раскаялись в содеянном и пришли к правителю, уверенные, что певец погиб и им все сойдет с рук. Кроме того, на вопрос Периандра о том, знают ли они, где Арион, моряки хладнокровно лгали, что оставили певца в Таранте «в полном благополучии». Когда появился Арион, их ложь открылась. Краткое содержание "Легенды об Арионе" Геродота показывает, что автор вывел в произведении мораль: все тайное, всегда становится явным.
Периандр приказал заключить Ариона под стражу. Он не поверил ему, несмотря на то что Арион много лет служил у него и пел для него хвалебные гимны. Как мудрый правитель он хотел выслушать и другую сторону конфликта. О чем это говорит? Даже многолетняя служба и восторженная хвала не спасут от справедливого гнева правителя и не предоставят защиты.
Но основная идея произведения – спасительная сила и ценность искусства, обаяние и красота творца. Именно об этом хотел сказать Геродот в «Легенде об Арионе». Герой повествования ведет себя достойно. Арион не боится угроз корабельщиков и говорит им, что хочет спеть в полном облачении певца. Почему? Показать корабельщикам, что для него важно не богатство, а искусство.
Каким же изображен Периандр? Периандр изображен в легенде человеком недоверчивым, он не поверил сразу в чудесное спасение Ариона. Однако он умён и справедлив, поэтому всё же решил разобраться в этой истории и уличил корабельщиков во лжи.
Что же привлекает в образе Ариона? Арион – талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба. Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе. Он был человеком предусмотрительным: для продолжения путешествия нанял земляков. Перед лицом смерти он ведет себя достойно: он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.
(Записать в тетрадь)Дифирамб – преувеличенная восторженная похвала
4. Итог урока
Почему это произведение называется легендой? 
    Повествование называется легендой, потому что оно было создано Геродотом на основе устного предания, распространённого в Коринфе и на острове Лесбос. В нём присутствуют реальные люди: Арион и Периандр. Сказочное обогащение Ариона в Италии и Сикелии, а также его чудесное спасение дельфином можно отнести к фантастическим событиям.
Какова основная идея произведения?
  Автор говорит о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.
Почему Арион хотел спеть в «полном наряде певца»? 
   Арион хотел спеть в полном наряде певца, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз, что для него важнее не богатство, которое он нажил, а его искусство певца. Он хотел, чтобы корабельщики поняли, что они лишают жизни не просто богатого человека, а лучшего в то время музыканта. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь и не захотят гибели такого искусного музыканта.
Какие еще герои производят впечатление реально существовавших людей? 
   Впечатление реально существовавших людей производят Периандр, тиран Коринфа, и лживые корабельщики.

Домашнее задание: 
Прочитать с 185- 187, знать определения "легенда", "миф", устно ответить на 3 вопрос с. 187
Дата: 29.04.20
Тема: Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла. Отличие мифа от сказки.
Цели:
1. Повторить и углубить знания учеников о культуре Древней Греции, о древнегреческой мифологии, о героях; дать понятие о мифе и мифологии, учить видеть различие между мифом и сказкой; работать над развитием навыков связного пересказа, выборочного чтения.
2. Развивать воображение, творческие способности, учить видеть связь современности с далеким прошлым;
3. Воспитывать интерес к культуре Древней Греции. 

Невозможно переоценить 
значение греческой мифологии 
для мировой культуры… 
А. Белецкий 
Работа с эпиграфом 

- Сегодня мы начинаем знакомство с мифами Древней Греции сегодняшний урок открывает удивительную неповторимую литературу Древней Греции. Древняя Греция – это … А впрочем об этом позже…
- Как понимаете это высказывание? Оно сложное для понимания, но все же…
- У него есть продолжение.
Мифы можно назвать тем золотым фондом, который каждый образованный человек должен иметь в сокровищнице своей ... Андрей Белецкий.
- О какой сокровищнице идет речь? То есть каждый образованный человек должен знать мифы Древней Греции. Зачем?
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с мифами о подвигах Геракла. Но мифов гораздо больше.

Древняя Греция – это боги Олимпа и древнегреческие герои, скульптура, архитектура, их храмы дошли до наших дней.


Работа с репродукцией
Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком (1765)


- Когда Геракл пас стада в лесах Киферона, к нему явились Добродетель в образе Афины и богини…?
- Как вы думаете, что предлагала Гераклу Афродита?
- Афина?
- Почему Добродетель указывает на гору, где стоит храм?
- Каким изображен здесь Геракл?

(В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини мудрости и воинской доблести. Афродита соблазняла его радостями жизни, Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству. О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат палицу героя и львиную шкуру. Тут же изображены трехглавый страж подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Афина указывает на храм на вершине скалы — аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе. Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу. У ее ног сложены атрибуты суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.)

- А еще, о каких древнегреческих героях вы знаете?

1. «Знаток мифологии»

Тесей – сын бога Посейдона и смертной Эфры. Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём. На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису.

2. «Знаток мифологии»

Персей – сын Зевса и смертной Акрисия, дочь царя Даная. Это он убивает медузу Горгону, сразился с Атласом и спас Андромеду от морского чудовища.

- Мы говорим древнегреческие герои, герои мифов. А кто такой герой?

Словарная работа.

Герой – 1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо литературного произведения.
Подвиг. - Доблестный поступок, дело, или важное, славное деянье
.
- Геракла, Тесея, Персея – можно назвать героями? Почему? 
Мифы – это вид УНТ 
Миф – сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Мифология – совокупность мифов, а также наука, раскрывающая сущность мифа.


- А мифы - это сказки?

- Дайте определение сказки.

(Сказка – произведение устного народного творчества, основанное на вымысле)
- Чем отличается миф от сказки?

(Мифы – правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка –вымысел).

· Сказка является вымыслом, а миф реальностью. Иначе говоря, миф все одушевляет и стремится во всякой человеческой практике обязательно найти магию.

· В сказке рассказывается о какой-либо истории с точки зрения отдельной личности или личностей, а вот в мифе рассматриваются события глобального масштаба. Например, о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе.

· Сказка учит, как поступать в той или иной ситуации, а в мифе рассказывается об устройстве целого мира.

· Только сказку можно считать искусством художественного слова. Миф не относится целиком к искусству, он интересен лишь передачей реальности.

- Сколько подвигов совершил Геракл? У вас в учебнике представлены метопы храма Зевса в Олимпии, изображающие подвиги Геракла. Слева направо давайте назовем их.
- Кто читал все подвиги Геракла? Как вы думаете, какой самый важный (интересный) подвиг?
- Однако какой из совершенных героем подвигов представляется вам совсем не геройским? (Очищение конюшен царя Авгия от навоза. Геройское ли это дело?!) Ответим на этот вопрос позже.

Фразеологизмы

- А какие еще фразеологизмы, связанные с древнегреческими мифами вам известны?

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ
ЯБЛОКО РАЗДОРА
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
НИТЬ АРИАДНЫ - выход из затруднительного положения
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
ДАМОКЛОВ МЕЧ - нависшая над кем-либо постоянная угроза при видимо
м благополучии.

- Какие три ведущих слова-темы звучали на нашем уроке? (Мифы, Древняя Греция, Геракл)

Домашнее задание:
Прочитать с. 176 – 183, выучить определения. 


Дата: 27.04.20
Тема: Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца
1. Повторить определения
Повесть наполнена метафорами и символами. Давайте вспомним, что такое метафора и символ?
 Метафора - вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.
Символ – особый образ. В отличие метафоры символ имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений. Символ стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.
Основные образы-символы сказки «Маленький принц»
      Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. Философско–символическое обобщение получают также многие другие образы: колодец, родник, змея, баобаб, фонарь, гусеницы и бабочки и т.д.
Символ планеты
      В образе-символе планеты, на которую возвращается  Маленький принц , скрывается глубокий смысл. Это символ человеческой души, символ   дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. Герои сказки , пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
Маленький принц
       Маленький принц – это символ  человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он открывает истину для себя, автора и читателей – «прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом».
Роза
       Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Не очень большой принц   не сразу разглядел настоящую внутреннюю сущность красоты. Хотя впоследствии разговора с Лисом ему открылась правда – красота только после этого уже становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Настоящую сущность вполне вероятно «увидеть» только сердцем.
Пустыня
       Пустыня – это символ  духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце. Маленький принц  спросил у летчика: “...Знаешь, отчего хороша пустыня?” И сам же дал ответ: “Где-то в ней скрываются родники...” Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. 

Заключение
       Итак,  всё в этой книге символично. Символы являются основой философской сказки «Маленький принц»,  их истолкование способствует более глубокому прочтению художественного произведения.
       Написанные в традиции  философской сказки  образы сказки глубоко символичны, мы можем только угадывать, что хотел сказать автор, и рассматривать каждый образ в зависимости от личного восприятия.
       Несмотря на всю сложность и  философскую глубину книги, она понятна и ребёнку, и взрослому, немаловажную роль в этом играют и символы.

 Домашнее задание: 
Дочитать сказку до конца, устно описать жителей планет 


Дата: 22.04.20
Тема: Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. образы взрослых в произведении.
Цели:
1.  Раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
2. Совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
3. Подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
4. Формировать у ребят данные качества характера;
5. Воспитывать уважение к чувствам другого.

1.      Прочитать и устно ответить на вопросы
И сегодня на уроке мы поговорим о  важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.
2.Что ценно для обитателя планеты?
Для короля- власть
Для честолюбца- тщеславие
Для пьяницы -  употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика- верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3. Можно ли считать эту ценность настоящей?
* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4.Принимает или отвергает  Маленький принц  ценность обитателя планеты?
* Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления  о счастье, о долге, о могуществе.
Итак,    Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.
-1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного  и не может прожить минуты,  не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.
2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)
Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.
Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.
На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.
3) пустые, полные,  хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.
4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ  (планета Делового человека)
Деловой человек на своей планете  занят бессмысленным подсчетом звезд.
5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)
На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.
6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)
Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда  «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.
- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.
Ценности это значимые, важные предметы,  явления или понятия  для человека.
- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
 (Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.
        Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
        Зачем власть, если нет подчиненных;
        Зачем слава, если нет поклонников;
        Зачем жить, если стремишься к забвению;
        Зачем богатство, если его некуда деть;
        Зачем работа, если она бессмысленна;
        Зачем наука, если она не основана на фактах?
 Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.
Подведение итогов урока.
– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?
– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?
– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!
И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!

Домашнее задание:

Дочитать с. 260 - 264

Дата: 15.04.20
Тема: Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми.

Цели: учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения; развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

Приглашаю тебя к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Для чего человек живёт?
- В чём же истинное счастье?
-Что значит верная дружба и настоящая любовь?
А нашим собеседником будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.
Какие темы освещает писатель в своём произведении?

Обратимся к «Корзина идей».
– взаимоотношения между детьми и взрослыми;
– тему дружбы и преданности;
– долга и справедливости;
– смысла жизни.
Действительно, в сказке звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей
Если ты усвоишь уроки Маленького принца, то «… И ты увидишь: все станет по-другому...».
«Десять уроков Маленького принца»
Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»
Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»
Третий урок: «...суди сам себя»
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем  принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

Выводы.
Какие же свои самые заветные и затаённые мысли выразил автор?
-о необходимости уважать и ценить человека;
-о том, что нельзя жить без любви и дружбы; - он уверен: людям нужны красота и доброта

Домашнее задание:
 Прочитать с 255-260, подготовить иллюстрацию к одной из прочитанных глав.

Дата: 13.04.20.
Тема: А. де Сент-Экзюпери. Жизнеописание писателя. Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке «Маленький принц».

Цель: познакомить учащегося с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; помочь усвоить понятие «философская сказка-притча»; развивать навыки анализа идейно-художественного и философского содержания произведения «Маленький принц»; способствовать морально-нравственному воспитанию учащегося.

Как можно стать счастливым, через что проходит человек, чтобы осознать это состояние души, поможет нам разобраться в этих вопросах тема урока «А. де Сент-Экзюпери. Жизнеописание писателя. Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке «Маленький принц».

1. Ознакомление с биографией
А. де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в городе Лионе в семье обедневших аристократов. Отец его был страховым инспектором, мать — талантливой художницей, человеком высокой культуры. Именно мать раскрывала перед детьми волшебный мир жизни, учила воспринимать красоту души. Она сумела создать такую атмосферу, которая помогла развить умственные и творческие способности детей. Детские годы оставили в душе писателя такой глубокий след, что он даже в зрелом возрасте всегда говорил: «Я родом из детства» Мальчик был мечтателем, рисовал, играл на скрипке, хотя увлекался и техникой. А еще он бредил небом. В 13 лет Антуан впервые осуществил полет на самолете, и у него появилась мечта стать летчиком. Ради нее Антуан бросил даже любимую архитектуру. Он стал пилотом.
       20 — 30-е годы XX века были годами «молодости» авиации. На еще несовершенных машинах пилот Сент-Экс (так называли его друзья) овладел техникой ночных полетов, учился управлять самолетом, прокладывал первые воздушные трассы. Не один раз он разбивался, но всегда боролся за жизнь и побеждал, часто рискуя, летел на помощь друзьям. Сент-Экзюпери всегда чувствовал ответственность за людей и перед людьми. И чем чаще видел смерть, тем больше любил жизнь. Чем дольше был в небе, тем больше манила его земля. Ему хотелось видеть ее мирной и счастливой. Появлялись мысли, которыми нельзя было не поделиться с людьми. Так пилот Сент-Экс стал писателем Сент-Экзюпери. Он начал с повестей «Южный почтовый» (1929) и «Ночной полет» (1931) — о жизни и труде летчиков. Во время гражданской войны в Испании писатель с тревогой пишет о будущей судьбе Европы, которой грозит фашизм. Заботой и любовью к людям проникнута повесть «Планета людей» (1939).
    Когда началась Вторая мировая война, летчику Сент-Экзюпери врачи запретили летать: сказались старые раны. И он возвращается и воюет вплоть до того дня, когда Францию захватили фашисты. Затем писатель вынужден был эмигрировать в СЕЛА. Скорбью о судьбе Франции, гневом к врагу, который топчет землю Европы, верой в светлое будущее планеты, на которой должен победить разум, наполненные страницы повести «Военный летчик».
Во имя мирной жизни на всей планете Сент-Экзюпери вновь добивается права летать. Искалеченный, раненый, он даже не мог без помощи товарищей надеть комбинезон и сесть в кабину — но еще мог вести машину и летать в разведку. Однако 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... Пилот Сент-Экс навсегда остался в небе, а писатель Сент-Экзюпери пришел к людям, чтобы помочь им понять самих себя.

2. Творческая работа
Предлагаю вам подумать и записать: каким должен быть настоящий человек. На листке (подбери прилагательные, которые начинаются с каждой последующей буквы слова)
Ч - честным, чутким
Е – естественным
Л – любезным
О – отзывчивым
В – верным, вежливы
Е – естественный
К – корректным

3. История создания сказки «Маленький принц»
Замысел одного из законченных произведений Сент-Экзюпери не вынашивал так долго, как «Маленького принца». По-настоящему мотивы этого произведения начали складываться с началом Второй мировой войны. В то время Сент-Экзюпери часто рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками и без них удивленно смотрит из-за туч на землю. Этот удивительный мальчик все больше не давал покоя писателю, летчику, бойцу. Сказка была написана в Нью-Йорке в течение 1942 года и вышла в свет весной 1943 года. Это было последнее произведение Сент-Экзюпери. Оно стало убедительным доказательством полного поэтического самопознания человека. «Маленький принц» ярким светом озаряет и другие произведения писателя. Без него вообще трудно понять глубину замыслов и стремлений художника. Маленький принц — любимый герой Сент-Экзюпери, выразитель его самых тайных мыслей и чаяний.
В «Письме заложнику» писатель отмечал: «Мне безразлично, убьют меня на войне или нет. Но если я вернусь живым с этой "неблагодарной, но необходимой работы", передо мной встанет только один вопрос: что нужно сказать людям?».
Что хотел сказать человечеству писатель Сент-Экзюпери в своей философской сказке-притче «Маленький принц», мы и должны узнать.

4. Словарная работа.
Притчапоучительный аллегорический рассказ. В притче сосредоточена определенная дидактическая идея. Это произведение стало одним из средств выражения морально-философских размышлений, нередко противоположных общепринятым, господствующим в обществе представлениям.

5. Работа с текстом.
1) Как вы понимаете слова: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»? (Мир детей значительно чище мира взрослых. Это произведение — ответ писателя на все те споры, что были у него с Леоном Вертом. Одновременно автор подчеркивает ничтожность всех различий во взглядах перед наличием того прекрасного, что есть в каждом человека, даже когда оно очень глубоко спрятано.)
2) Подумайте над названием произведения. Какие ассоциации, чувства она вызывает? (Первая ассоциация — со сказкой, ведь именно там главные герои — принцы и принцессы. Но размышляя над названием, можно пойти дальше: принц в народной сказке — это воплощение благородства, идеала человека. Итак, название «Маленький принц» может быть воспринято и как авторский поиск идеала, его развитие, рост, и как тоска по утраченной человечеством благородством чувств, поступков, и как призыв стать на защиту этих идеалов. Само уже название, «Маленький принц», создает образ чего-то невероятно хрупкого, беззащитного, вызывая чувство нежности и легкой грусти.)

Домашнее задание:
 Прочитать с. 251 – 255 (1 и 2 главы повести-сказки), выучить определение слова «притча».

Дата: 08.04.20
Тема: Урок внеклассного чтения 2. Рассказы о войне (на выбор)
Цели :
1.      Формирование гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования; познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат».
2.      Развитие умения работать с художественным текстом.
3.      Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

    Великая Отечественная война – страшный, трудный период в истории нашей страны.  22 июня 1941 года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Долгих 4 года наши солдаты в нечеловеческих условиях приближали День Победы. В этой войне погибло около 27 миллионов человек, миллионы остались инвалидами.
    Мы будем говорить о том, что во время войны дети наравне со взрослыми вставали на защиту Родины, им пришлось воевать.
Предположи, о ком пойдет речь в произведении «Маленький солдат» Андрея Платоновича Платонова

Война – вооруженная борьба между государствами или народами.

Работа  с текстом
(Чтение с остановками)
1. Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.
    На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие.
          Там стояли два майора; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец - в серую обношенную шинель, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено было теперь к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

(Повествование ведется от лица рассказчика, оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток)

Линия фронта – расположение войск, линия, по которой развернуты передовые подразделения.

ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ
2. Второй майор привлекал ребенка за руку к себе, утешал его, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален, и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе, и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния и время войны, - людям оттуда трудно вернуться друг к другу, поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.
- Ну, Сережа, прощай пока, - сказал тот майор, которого любил ребенок. - Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь, тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну, чего ты, чего ты, - держись, солдат!
 Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

(Какие чувства возникают у тебя по отношению к маленькому герою после прочтения этого эпизода? Как его зовут?)

ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ
 3. Вернулся ребенок на руках другого майора; он робко глядел на командира, хотя этот майор уговаривал его, как умел.
Мальчик оставался отчужденным.
 Нужный нам поезд ожидался лишь назавтра, и мы все трое пошли на ночлег в общежитие. Там майор покормил ребенка из своего нагруженного мешка, и мальчик уснул. А майор Бахичев рассказал мне про его судьбу.
 Сергей Лабков был сыном полковника и военного врача. Отец и мать его служили в одном полку, поэтому и своего единственного сына они взяли к себе, чтобы он жил при них и рос в армии. Сереже шел теперь десятый год; он близко принимал к сердцу войну и дело отца и уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война. И вот однажды он услышал, как отец говорил с одним офицером и заботился о том, что немцы при отходе обязательно взорвут боезапас его полка. Полк до этого вышел из немецкого охвата - ну, с поспешностью, конечно, и оставил у немцев свой склад с боезапасом, а теперь полк должен был пойти вперед и вернуть утраченную землю и свое добро на ней, и боезапас тоже, в котором была нужда. Сергей сообразил, о чем заботился отец. Мальчику было известно расположение полка до отступления, и вот он, маленький, худой, хитрый, прополз ночью до нашего склада, перерезал взрывной замыкающий провод и оставался там еще целые сутки, сторожа, чтобы немцы не исправили повреждения, а если исправят, то чтобы опять перерезать провод. Потом полковник выбил оттуда немцев, и весь склад целым перешел в его владение.
 Вскоре этот мальчуган пробрался подалее в тыл противника; там он обошел вокруг трех батарей, запомнил все точно, а вернувшись домой, указал отцу по карте, как оно есть и где что находится. Отец подумал и открыл огонь по этим пунктам. Все вышло правильно, сын дал ему верные засечки. Он же маленький, этот Сережка, неприятель его за суслика в траве принимал: пусть, дескать, шевелится. А Сережка, наверно, и травы не шевелил, без вздоха шел.
 Так он и жил в полку, при отце с матерью и с бойцами. Мать, переживая за сына, решила отправить его в тыл. Но Сергей уже не мог уйти из армии, характер его втянулся в войну. И он говорил тому майору, заместителю отца, Савельеву, что в тыл он не пойдет, а лучше скроется в плен к немцам, узнает у них все, что надо, и снова вернется в часть к отцу, когда мать по нему соскучится. И он бы сделал, пожалуй, так, потому что у него воинский характер.
 А потом случилось горе… Отца Сергея, полковника, серьезно ранило, и он умер через два дня в полевом госпитале. Мать тоже захворала, затомилась, она была раньше еще поувечена двумя осколочными ранениями и через месяц после мужа тоже скончалась; может, она еще по мужу скучала... Остался Сергей сиротой.
 Командование полком принял майор Савельев, он взял к себе мальчика и стал ему вместо отца и матери, родным человеком. Мальчик ответил Володе тоже всем сердцем.
 - А я-то не из их части, я из другой, - продолжал Бахичев. - Но Володю Савельева я знаю еще по давности. И вот встретились мы тут с ним в штабе фронта. Володю на курсы усовершенствования посылали, вот он и велел мне поберечь мальчишку, пока обратно не прибудет...
 Майор Бахичев задремал. Сережа Лабков всхрапывал во сне, как взрослый, поживший человек, и лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно-счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война.
 Я тоже уснул.

(После смерти родителей майор Савельев заменил Сергею его семью,  родных.
Сергея – герой. он совершает настоящие подвиги.)

Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ
Проснулись мы в сумерки, в самом конце долгого июньского дня. Нас теперь было двое на трех кроватях - майор Бахичев и я, а Сережи Лабкова не было.
 Майор обеспокоился, но потом решил, что мальчик ушел куда-нибудь на малое время. Позже мы прошли с ним на вокзал и посетили военного коменданта, однако маленького солдата никто не заметил в тыловом многолюдстве войны.
 Наутро Сережа Лабков тоже не вернулся к нам, и бог весть, куда он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вослед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Является ли концовка рассказа неожиданной для тебя?
А как ты думаешь, почему автор именно так завершает свой рассказ?

Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, который не сможет восполнить потерю родителей, семьи.

Домашнее задание:
Пересказать рассказ по предложенному плану:
1.      На вокзале.
2.      Два майора.
3.      Прощание с майором Савельевым.
4.      Вражеский самолёт-разведчик.
5.      В общежитии.
6.      История Серёжи Лабкова.
7.      Маленький разведчик.
8.      Сирота и сын полка.
9.      Исчезновение мальчика и неизвестная судьба.


Дата: 06.04.20
Тема: А.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя.
Цель: отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту; развивать умение отвечать на проблемные вопросы, составлять синквейн; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в рассказе.

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Характеристика главных героев
Герои
Описание
Мальчик автор
Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок. Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов. Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своих поступков, его мучает совесть. Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), воспитанный, умный, ловкий мальчик.
Екатерина Петровна
Бабушка мальчика-рассказчика, добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, как радостно будет ребёнку.
Дедушка
Его поведение подчёркивает близость со внуком, он жалеет мальчика, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, жалеет, заботится.
Санька
Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит мальчика воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” – это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.
Дядя Левонтий
Сосед Екатерины Петровны. Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то работал, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.
Тётка Васеня
Жена Левонтия. Супруг получает зарплату и ежемесячно устраивает “пир”. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, щедро питаются дарами леса, реки, подворовывают у соседей.
Тётя Феня
Родственница Петровны. Жалеет мальчика, угощает, кормит его, ставит в пример своим детям его аппетит.

Итак, можно сделать вывод, что главные герои “Конь с розовой гривой” простые деревенские ребята, которые учатся законам жизни. В рассказе Астафьева образ коня с розовой гривой – заветная мечта любого ребёнка, красивейший вкуснейший пряник – символ счастья, чуда, детства. Книга возвращает читателя в безмятежное время, в бабушкин дом, в детство. В произведении “Конь с розовой гривой” герои делают первые шаги в жизни, учатся на своих ошибках, познают мир. Описание деревенских жителей, их отношений и быта – очень яркое, интересное, колоритное. Речь персонажей – их основная характеристика, в неё автор заложил принципы, черты характера, мудрость каждого героя.

Домашнее задание:
Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.


Дата: 01.04.20
Тема: В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты.
Цели:
1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе;
2. Развивать навыки осмысленного чтения;
3.Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;
4. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность;
5. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Прочитать биографию В.П. Астафьева с. 62 – 63
Рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

Работа с текстом
Примерный план рассказа:
1.      Левонтьевское семейство.
2.      За земляникой (пряник конем).
3.      В лесу.
4.      Ссора.
5.      Жалко ягод.
6.      Шалости на реке.
7.      Санька советует обмануть бабушку.
8.      Кража калача.
9.      Бабушка уезжает на рынок.
10. Рыбалка.
11. Переживания мальчика в ожидании бабушки.
12. Обман раскрыт.
13. Бабушка простила.
14. Дивный конь с розовой гривой.
15. Урок на всю жизнь.

Домашнее задание: с. 64 – 80 чит., ответить на 1 вопрос на с. 82

Дата: 30.03.20
Тема урока: Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»,  Д. С. Самойлов «Сороковые».
 Цели:
1.      Познакомить с жизнью и творчеством К. Симонова и Д. Самойлова, показать, как тема памяти представлена в их произведениях, показать связь поколений;
2.      Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций, развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости. Развитие навыка выразительного чтения, диалогической и монологической речи;
3.      Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку, народу, истории.

Прочитать
     Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика - темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
     Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он был военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу города и села, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
 В одном из лучших стихотворений военного времени поэт пишет просто, задушевно о пережитом, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.
Это монолог поэта, обращенный к другу, поэту А. Суркову, монолог о Родине в пору тяжелейшего испытания — нашествия захватчиков.
 Он пишет о дорогах Смоленщины, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами, размытых дождями, о сгоревших городах и селах и испытаниях, выпавших на долю народа: голод, раз, гибель близких.
 Поэт благодарен людям, кото во время долгих переходов Советской армии выходили встречу бойцам, стараясь поддержать тем немногим, у них осталось, — усталым женщинам с молоком, стари" надеявшимся дождаться ушедших солдат.
 Стихотворение проникнуто глубокой верой, что русский солдат сделает все, чтобы обуздать врага, и вернется домой. В этой вере н находил силы для преодолений всех испытаний.

Прочитать
     Нам предстоит познакомиться еще с одним стихотворением, автором которого является Давид Самойлов, поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он ушел на фронт и прошел через всю войну. «Сороковые, роковые» вторглись в юность поэта, вырвали из привычной жизни. Столкновение мечты и беды, юности и войны — в этом трагедия военного поколения.

Д. С. Самойлов «Сороковые»
- Как показана картина войны в этом стихотворении? (Атмосферу войны автор передает немногими деталями: это «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», а также «погорельцы», которые кочуют с запада к востоку.)
 («Сороковые» - это и «роковые», и «военные», и «фронтовые», и «свинцовые», и «пороховые».)
(Возмужавший поэт, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни:
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете.
И у меня мундштук наборный.)
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение одного стихотворения  (по выбору).

Комментариев нет:

Отправить комментарий