пятница, 28 января 2022 г.

28.01. Русский язык 5-Б

 28.01. Русский язык 5-Б   

 Основа слова и окончание

Цели: систематизировать ранее изученный материал об основе слова, научить определять основу слова, формировать умение выделять окончание и основу, определять грамматическое значение слова по окончанию

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Значит, вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 

Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы

 

Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Что такое морфема?

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Почему морфема значимая часть слова?

Потому что с помощью морфем образуются новые слова.

Какие морфемы вы знаете?

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Посмотрите на недописанное предложение  Мам_ слушает дочк_. 

Постарайтесь дописать слова так, чтобы у вас получилось законченное по смыслу предложение.

Двадцать восьмое января

Дистанционное обучение

Мам_ слушает дочк_. 

(2 возможных варианта: мама слушает дочку и маму слушает дочка).

Ребята, почему у нас получились разные предложения?

Мы вставили разные буквы в конце слов.

 Изменился ли смысл предложений? Почему?

 Изменился. В первом предложении говорит дочка, а мама её слушает, а во втором предложении наоборот – говорит мама, а дочка её слушает.

Как вы считаете, «мама» и «маму», «дочка» и «дочку» - это однокоренные слова или это формы одного слова?

Это формы одного слова.

Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными?

Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Устно приведите примеры однокоренных слов к нашим примерам: мама и дочка.

Мамин, мамочка, дочкин, удочерить.

Теперь давайте вспомним, как называется изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слов и для связи слов в предложении или словосочетании?

Окончание.

Верно, отталкиваясь из этого, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока – Основа слова и окончание.

Ознакомление с новым материалом

 

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит образования форм слов и для связи слов в предложении или словосочетании.

Окончание обозначает:

у существительного – падеж и число,

у прилагательного – род, падеж, число,

у глаголов настоящего и будущего времени – лицо, число, прошедшего времени – род и число. Ребята, посмотрите на нашу тему урока. Чего мы еще не коснулись?

Мы еще не узнали, что такое основа.Давайте дадим определение этому понятию: Основа – это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Физкультминутка

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать!

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать,

Раз, два, три четыре, пять.

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем!

Работа в тетради

Вам даны слова, перепишите их и выделите в них окончание и основу. Будьте внимательны.

Стол, кофе, читаю, солдат, большой, пальто, быстро, одноклассница, труд, картина, кот, танцуешь, ужасно, собака, одноклассник, трудно, небо.

Подведение итогов урока и рефлексия

 

- Ребята, скажите, что нового вы узнали на уроке?

- Что такое окончание, основа слова?

- Как найти окончание в слове?

- А основу?

- Хорошо. 

Домашнее задание

Выучить правила параграф 70, выполнить упр. 382 стр.9


Комментариев нет:

Отправить комментарий