пятница, 19 ноября 2021 г.

19.11. Русский язык 5-Б

 19.11. Русский язык 5-Б                                                    


Основная мысль текста

Цели: проверить знания по теме “Местоимение”; дать понятие об основной мысли текста, показать ее отличие от темы текста; развивать навыки определять тему и основную мысль текста.

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Значит, вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 

Актуализация знаний

Продолжите, местоимение - это…(часть речи, указывающая на предметы, признаки, количество, но не называющая их)

Как изменяются местоимения? (по числам и падежам)

Назовите местоимения 1 лица (я, мы), 2 лица (вы, ты), 3 лица (он, она, оно, они)

Как пишутся местоимения с предлогом?

Сообщение темы

На прошлых уроках мы с вами работали над понятием текст, тема текста. Вспомним:

-что мы называем текстом? (Текст состоит из предложений. Связанных между собою по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Текст можно озаглавить)

-что мы называем темой текста? (То, о чем пишет, говорит автор)

- Сегодня тема нашего урока «Основная мысль текста»

Беседа

Кому из вас легко писать сочинения? Наверное, таких немного. О чем писать, даже если тема уже дана? Ведь хочется, чтобы было интересно, не скучно. Значит, надо выбирать какие-то занимательные, необычные темы? А как вы думаете, интересно ли писать о том, что привычно, что ежедневно у нас перед глазами, например о чайнике? Юнна Мориц выбрала как раз такую тему. Посмотрим, что из этого получилось

Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста? Какова его основная мысль?

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

 

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он - с медом, он - с вареньем,

С чудесным настроеньем!

Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема?

Как видите, тема очень проста - чайник. Казалось бы, что можно написать о чайнике? Почему же стихотворение получилось интересным? Какова основная мысль стихотворения?

В стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты (пузатый), голос (пых-пых), общественное положение (становится знаменит); чай, наполняющий чайник, создает характер (разгонит скуку и печаль; с чудесным настроеньем). Автор использовал эту тему просто как повод для того, чтобы выразить основную мысль: радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь ваша будет интересной.

Основная мысль — это то, ради чего, для чего написан текст, что хотел выразить автор с помощью текста.

Значит, главное — не что описывать, а как; какую мысль заложить в основу текста, как ее провести через текст, с помощью каких средств. Если нет мысли, текст (даже на самую занятную тему) окажется пустым и бессмысленным.

Прочтите пожалуйста текст «Два товарища». Какова его тема и основная мысль

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?”

“А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”.

Тема текста — порядочность. Автор рассуждает о происхождении и значении этого слова. Основная мысль, которая раскрывается в ходе этого рассуждения: от порядочности каждого из нас зависит счастье других людей и наше собственное счастье. Автор призывает читателя к порядочности — верности, честности, благородству. Основная мысль выражена в предложениях:

Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди; И живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Это порядочный человек”.

Итог урока

— Что такое основная мысль текста?

— Как она связана с темой текста?

— Какова роль заголовка в раскрытии основной мысли текста?

Домашнее задание

Выполнить упражнение 116 на стр. 53(Найти и записать предложения, в которых автор выражает основную мысль)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий