19.11. Русский язык 5-Б
Основная мысль
текста
Цели: проверить знания по теме
“Местоимение”; дать понятие об основной мысли текста, показать ее отличие от
темы текста; развивать навыки определять тему и основную мысль текста.
Ход урока
Организационный
момент |
Добрый
день, ребята. Давайте улыбнёмся. У кого хорошее настроение поднимите правую
руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Значит, вы
готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с
вами сегодня очень дружно и активно поработаем. |
Актуализация
знаний |
Продолжите, местоимение -
это…(часть речи, указывающая на
предметы, признаки, количество, но не называющая их) Как
изменяются местоимения? (по числам и
падежам) Назовите
местоимения 1 лица (я, мы), 2 лица (вы, ты), 3 лица (он, она, оно, они) Как
пишутся местоимения с предлогом? |
Сообщение
темы |
На прошлых уроках мы с вами работали над понятием
текст, тема текста. Вспомним: -что мы называем текстом? (Текст состоит из предложений. Связанных между собою по смыслу и
расположенных в определенной последовательности. Текст можно озаглавить) -что мы называем темой текста? (То, о чем пишет, говорит автор) - Сегодня
тема нашего урока «Основная мысль
текста» |
Беседа |
Кому
из вас легко писать сочинения? Наверное, таких немного. О чем писать, даже
если тема уже дана? Ведь хочется, чтобы было интересно, не скучно. Значит,
надо выбирать какие-то занимательные, необычные темы? А как вы думаете,
интересно ли писать о том, что привычно, что ежедневно у нас перед глазами,
например о чайнике? Юнна Мориц выбрала как раз такую тему. Посмотрим, что из
этого получилось Прочитайте фрагмент
стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста? Какова его основная мысль? Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он - с медом, он - с вареньем, С чудесным настроеньем! Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема? Как видите, тема очень проста - чайник. Казалось бы, что можно написать о чайнике? Почему же
стихотворение получилось интересным? Какова основная мысль стихотворения? В
стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты
(пузатый), голос (пых-пых),
общественное положение (становится знаменит);
чай, наполняющий чайник, создает характер (разгонит скуку и печаль; с чудесным
настроеньем). Автор
использовал эту тему просто как повод для того, чтобы выразить основную
мысль: радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь
ваша будет интересной. Основная
мысль — это то, ради чего, для чего написан текст, что хотел выразить
автор с помощью текста. Значит,
главное — не что описывать, а как; какую мысль заложить в основу
текста, как ее провести через текст, с помощью каких средств. Если нет мысли,
текст (даже на самую занятную тему) окажется пустым и бессмысленным. Прочтите пожалуйста текст «Два
товарища». Какова его тема и основная мысль Два товарища Шли по лесу два товарища, и выскочил
на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой
остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился
мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать:
он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и
отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева
и смеется: “Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?” “А он сказал мне, что плохие люди те,
которые в опасности от товарищей убегают”. Тема текста — порядочность. Автор рассуждает
о происхождении и значении этого слова. Основная мысль, которая раскрывается
в ходе этого рассуждения: от порядочности каждого из нас зависит счастье
других людей и наше собственное счастье. Автор призывает читателя к
порядочности — верности, честности, благородству. Основная мысль выражена в предложениях: Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут
жить люди; И живи так, чтобы люди говорили про тебя: “Это порядочный
человек”. |
Итог
урока |
—
Что такое основная мысль текста? — Как
она связана с темой текста? —
Какова роль заголовка в раскрытии основной мысли текста? |
Домашнее
задание |
Выполнить
упражнение 116 на стр. 53(Найти и записать
предложения, в которых автор выражает основную мысль) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий