вторник, 9 ноября 2021 г.

09.11. Русский язык (1-2 урок)

 09.11. Русский язык (1-2 урок)                         


Склонения имен существительных. Мягкий знак после шипящих

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по  роду. Обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Начать наш урок я хотела бы с мудрого изречения:

Каждый день существовани..

прибавляет частицу мудрост..

Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.

Какие окончания будут стоять в конце слов? (я, и)

А как вы понимаете это изречение?

- Наши знания – это богатства, которые мы накапливаем в течение всей жизни. И когда нужно, знания помогают нам справиться со многими проблемами.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Все ли правильно вставили буквы?

- Вижу, что некоторые из вас ошиблись. Разберёмся, почему.

- От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово)

Определите падеж  существительных.

(Родительный падеж)

- Почему в одном и том же падеже окончания разные?

(Существительные относятся к разным типам склонения)

Достаточно ли определить падеж существительного, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Надо знать падеж, в котором стоит слово и определить склонение, к которому оно относится)

О чём же нам необходимо поговорить на уроке, чтобы не повторять допущенных ошибок?

(Вспомнить склонения существительных. Определение  падежей  имён существительных)

Склонение и падеж имён существительных – это темы двух ближайших уроков русского языка.

 

 Вспомните, ребята, ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

Работа с учебником

На стр. 46 упр. 96 вам дана табличка. Давайте мы с вами её рассмотрим.

Склонение

Род

В Им. п. ед.ч. оканчивается

Примеры

1

ж, м. р.

на –а, -я

Машина, империя, дядя, Валера

2

м, ср. р.

на согласный;

на –о, -е

Вечер, окно,

 поле

3

ж. р.

на согласный с мягким знаком на конце

Рожь, степь

 

Попробуйте определить склонение существительного ″САНКИ″

- Получилось? Почему? Какой пункт плана не работает?

(не получается поставить существительное в начальную форму, т.к. существительное ″САНКИ″ употребляется только в форме множественного числа)

- Так у любого ли существительного можно определить склонение)

(Нет, только у тех, которые могут употребляться в форме единственного числа)

 

Алгоритм определения склонения имени существительного.

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь его в начальную форму.
  3. Определи род.
  4. Найди и выдели окончание.
  5. Вспомни правило.
  6. Определи склонение имени существительного

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

 

Посмотрите внимательно на слова. Что объединяет все эти слова?

Камыш (сущ), ландыш (сущ), мышь (сущ), пейзаж (сущ)

 (Эти слова заканчиваются на шипящий согласный).

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения. У существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.

Например:

Рожь (3 скл.), грач (не 3 скл), (много) туч (не 3 скл)

Работа в тетради

Запишем сегодняшнее число, дистанционное обучение

Девятое ноября

Дистанционное обучение

Упражнение 98

Вещь                            Шалаш

     - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Какими знаниями, умениями пополнилась ваша копилка мудрости на сегодняшнем уроке?

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
( Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных).

Домашнее задание

знать таблицу склонений, повторить правило на стр. 47 № 8.

Выполнить тест

- А теперь проверим, как мы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тестовые задания.

1.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам; б)  Изменением имен существительных по родам?

2.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания    б) с помощью проверочного слова  

3. Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор            б) слива, дядя, вишня.

4. Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ      б) зима, весна, суббота

5. Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь                б) снегирь, день, пень

Комментариев нет:

Отправить комментарий